Минниханов как старый, новый и "последний президент Татарстана"Прямые выборы глав регионов 13 сентября прошли в 18 субъектах федерации. Согласно предварительным данным Центризбиркома, второго тура не будет ни в одном из них — действующие главы (или врио глав) получили более 50 процентов. В Татарстане выбирали президента республики. Им в третий раз стал Рустам Минниханов. "Idel.Реалии" проанализировали, с какими вызовами придется столкнутся одновременно новому и старому президенту Татарстана.
Говоря о политических задачах новоизбранного президента московский политолог Константин Калачев упоминает о необходимости поиска преемника.
— С необходимостью искать преемника. Минниханов — последний президент Татарстана. Дальше уже будет глава республики. Самое сложное — красиво и вовремя уйти, — считает эксперт.
По словам Калачева, проблемы будут нарастать в силу не зависящих от руководства причин.
— А вместе с проблемами возникнут новые вызовы. Например, запрос на выборы как инструмент перемен, на сокращение роли админресурса, большую конкурентность и прозрачность, — отмечает он.
Он считает, что вопросы межэтнических отношений в республике не являются проблемными.
— Если с межнациональными отношениями в республике ситуация в целом позитивная и устойчивая, если с трудовой занятостью и доходами населения всё выше среднего, то с темой представительства запросы современных горожан не до конца реализованы, — констатирует он.
Другой эксперт из Москвы, Аббас Галлямов, напротив, считает, что национальный вопрос обострится, и не только в Татарстане.
— В Татарстане, как и в большинстве других национальных республик, будет обостряться проблема национализма. Она всегда обостряется, когда режим слабеет, а протест усиливается. Республиканскому руководству придётся нелегко — пространство для манёвра между Сциллой авторитарного режима и Харибдой национализма будут уменьшаться, — полагает политолог.
По словам Галлямова, главные вызовы для татарстанского президента не будут отличаться от тех, что стоят перед остальными региональными руководителями.
— Это ухудшающаяся экономика и растущие протестные настроения, — считает он.
Тем временем дефицит бюджета Татарстана на 2021 год составит 2,9 млрд рублей, об этом на днях сообщил Рустам Минниханов.
— Я давно работаю на руководящих должностях, за эти годы у нас были напряженные моменты, но так сильно мы не падали. Доходная часть бюджета очень напряженная. Кроме этого, дефицит бюджета прогнозируется в сумме 2,9 млрд рублей. Необходимо вести работу над доходной частью, чтобы покрыть дефицит. В частности, у нас недоимка большая, надо посмотреть, какие расходы мы можем снять с повестки, — заявил президент.
Когда говорят об экономике Татарстана, часто вспоминают, что в ней доминирует крупный бизнес. Наталья Зубаревич, например, ее характеризовала как экономику гигантов со слабым малым и средним бизнесом. По ее словам, малый и средний бизнес не является ключевым для Татарстана. Как отмечала она, Татарстан — это экономика таких гигантов, как "Татнефть", ТАНЕКО, ТАИФ, "Татнефтехиминвест" и т.д.
При этом эксперт указывала на то, что хотя и в части денег, из которых формируется бюджет, вклад малых предприятий не такой большой, в деле обеспечения занятости населения — они составляют весомый сегмент работодателей. В этой связи корреспондент "Idel.Реалии" спросил у Калачева о том, не приведет ли массовое закрытые малых и средних предприятий из-за пандемии коронавируса к нарастанию напряженности в Татарстане?
— На конец июля 2020 года в государственных учреждениях службы занятости республики Татарстан зарегистрированы в качестве безработных 76,3 тыс. человек, или 3,75%1) (по оценке) рабочей силы, на конец июля 2019 года — 0,55%. Назначено пособие 74,3 тыс. безработных граждан (97,4% от общего числа зарегистрированных безработных. Для социальной напряженности маловато. Но, есть скрытая безработица, есть проблемы самозанятых, есть пострадавший от пандемии малый и средний бизнес. На социальном самочувствии все это безусловно сказывается, но закрытие малых и средних предприятий в республике сравнительно с другими регионами и средней температурой по палате не кажется критичным, — отмечает эксперт.
Политолог склоняется к тому, что катализатором протестов может быть не экономический фактор.
— Конечно же, нарастание социальной напряженности — это вызов, но я бы вернулся к тому, что сказал выше. Клапаны для выпуска пара закрыты. Крышка котла запаяна. Давление может расти, а что со сбросом общественного напряжения? Диалог с общественностью, работа с гражданскими активистами, переключение внимания и большая демократичность выборных процессов будут в повестке, — констатирует он.
Американский эксперт по постсоветским странам Пол Гобл, говоря о вызовах, указывает на экзистенциальную угрозу для республики.
— Самая большая задача — спасти республику и спасти татарский народ. Все остальное вторично. Путин будет продолжать атаковать обоих, и президент Татарстана должен уметь продвигать интересы своего народа и республики не только напрямую, но и путем организации альянса со всеми нерусскими народами и российскими регионами, чтобы удержать Кремль от его имперской политики русификации, — отмечает Гобл.
На вопрос о том, понимает ли все это Рустам Минниханов, которого поддерживает Владимир Путин, эксперт отмечает, что президент Татарстана избегает реальность.
— Боюсь, он (Рустам Минниханов — "Idel.Реалии") не хочет признаваться даже самому себе, насколько ужасна ситуация, с одной стороны, и каковы реальные возможности выхода из сложившейся ситуации, — заключает аналитик из США.
Татарский общественный деятель, находящийся в эмиграции в Великобритании, Рафис Кашапов солидарен с американским экспертом.
— Первое, после президентских выборов в Татарстане, возможно, Путин попытается ликвидировать Республику Татарстан и пост президента, для это ему позволяет новая "Конституция" России, но в то тоже время РФ может развалится, к этому подталкивает события в Украине, Беларуси и внутренний политический, экономический кризис. А татарам всего мира нужно быть готовым к любым политическим разворотам, если случится развал России, первым делом мы должны создать свое полноценное государство, — считает он.
По словам Кашапова, Москва может "отобрать у татарстанцев Татнефть, ТАИФ и другие крупные компании.
Тюрколог из Германии Мисте Хотопп-Рике указывает на то, что татарстанское первое лицо будет под сильным давлением.
— Центральная власть обуздала Татарстан и руководит им из Москвы, вовлекла страну в многочисленные международные конфликты, чтобы использовать военную мощь и шовинистическую политику в качестве инструмента отвлечения внимания от застоя и отсутствия внутренних реформ, от не демократического правления и олигархической клептократии. Такой период требует очень умного и осознанного руководства в Татарстане, с одной стороны. С другой стороны, новый президент, кем бы он ни был, сильно ограничен заданными рамками, — отмечает эксперт.
Он признается, что надежду на изменения дают, например, молодые блогеры, уверенность в себе и оптимизм молодого поколения Татарстана.
— Независимо от политической ситуации, которая может радикально измениться в ближайшие годы (или все останется как есть), молодые люди также важны в новой администрации, — говорит тюрколог.
Хотопп-Рике уверен, что наличие молодых людей, представительниц женского пола и в целом уверенных в себе в администрации президента дадут шанс на будущее, которое в значительной степени ограничивается центральной националистической властью в Москве. Он также упоминает, что подобная ситуация знакома немцам по истории "псевдокоммунистической ГДР".
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Журналист "Idel.Реалии"
https://www.idelreal.org/a/30834759.htmlРамазан Алпаут