Секрет абхазского долголетия или как дожить до глубокой старости
Размышления эти, как правило, невеселые. Причем, как я заметила, пугает больше мысль не о смерти, а о старости. Так не хочется быть беспомощным, больным, одиноким, заброшенным... Говорят, если невозможно изменить ход вещей, то почти всегда в наших силах изменить отношение к ним. И как бы я хотела, вступив в этот пугающий возраст, воскликнуть вслед за мудрецом Сенекой: "Что ж, встретим старость с распростертыми объятиями: ведь она полна наслаждений, если знать, как ею пользоваться... Всякое наслажденье свой самый отрадный миг приберегает под конец. И возраст самый приятный тот, что идет под уклон, но еще не катится в пропасть. Да и тот, что стоит у последней черты, не лишен, по-моему, своих наслаждений - либо же все наслажденья заменяет отсутствие нужды в них".
Вообще, долголетние люди живут в самых различных странах и частях света, но есть на земле места, где, как говорят ученые, "повышена концентрация долголетних людей". Один из таких всемирно известных районов - это Кавказ и, в частности, - Абхазия. Поэтому закономерен интерес ученых различных стран именно к абхазскому народу: особенностям его культуры, быта, традициям и обычаям. Так, первое советско-американское геронтологическое исследование на территории бывшего СССР было проведено на территории Гудаутского и Очамчирского районов Абхазии, жители которых давно привлекали внимание ученых своим активным долголетием.
То, что долгожительство всегда было характерной чертой существования абхазского народа, подтверждают и абхазские народные сказки. В них говорится о том, что раньше люди жили по несколько сот лет. Например, древний героический нартский эпос рассказывает о жизни одной легендарной "семьи", то есть народа, где все нартские герои — дети одной матери, Сатаней-Гуашья, которой 150 лет и которая за свою долгую жизнь родила 99 сыновей и одну дочь, оставаясь даже в столь преклонном возрасте бодрой, веселой и деятельной.
Интересно предание о том, что на территории Абхазии давным-давно проживал род курыжи, члены которого жили по 200 лет. Еще одно предание рассказывает о том, что первыми населили Абхазию представители родов Бганба и Ануа. и один из родоначальников большого рода Бганба жил до тех пор, пока жили корни могучего дуба, росшего на его дворе. Герои другой сказки - девятисотлетний жених и его шестисотлетняя невеста.
Ученые отмечают интересную особенность: долголетием отличаются именно абхазы, а не все население Абхазии, довольно пестрое по национальному составу. Так, в начале XX века, например, в окрестностях Сухума, кроме единственного абхазского селения, насчитывалось 26 общин переселенцев: шесть русских, десять греческих, два немецких, три эстонских и пять мегрельских. Более того, при сравнении средней продолжительности жизни самих абхазов, заметно выделяется числом долгожителей население Гудаутского и Очамчирского районов, где традиционно проживает больше абхазов, чем людей другой национальности.
Чем это объяснить? Одной из причин ученые считают приспособленность к климату и природным условиям, вырабатываемую многими поколениями. Таким образом, люди, приехавшие на Кавказ из других районов, не приобретают автоматически "кавказское долголетие", а проживут, скорее всего, не намного дольше, чем их соседи по прежнему месту жительства.
Распространено мнение, что долгожительством отличаются жители гор. И хотя в наше время абхазские селения расположены в основном на высоте 300-600 метров над уровнем моря, есть основания считать, что в прошлом большинство абхазов жили на высокогорье. Так, если обратиться к абхазскому фольклору, этому дописьменному "учебнику" истории, мы увидим, что там практически отсутствует упоминание о море, например, нет сказок о русалках. К тому же в традиционной пище абхазов не используется рыба. Почти все абхазские селения находятся довольно далеко от моря, километрах в пяти. Чистый разреженный воздух высокогорья, вероятно, способствует долголетию. Уже в наши дни, проводя сравнительное исследование здоровья долгожителей Абхазии и Украины, геронтологи обнаружили, что у пожилых и стариков Абхазии значительно лучше работает дыхательная система и намного реже встречаются легочные заболевания.
Вообще, климат и природа Абхазии довольно благоприятны для долгой жизни человека. Теплая зима - средняя температура воздуха около пяти градусов тепла, и нежаркое лето (хотя бывает и -10°, и +40°); много зелени, а значит, много кислорода и мало пыли. На абхазской почве легко приживаются новые растения. В XIX - начале XX века сюда были завезены многие культуры, без которых сегодня немыслима природа Абхазии: цитрусовые, чайный куст, табак, кунговое дерево, хурма, фейхоа, мушмула и другие. Может быть, этим изобилием объясняется то, что в Абхазии не принято собирать грибы и лекарственные травы.
Абхазские горные леса издавна славились огромным количеством диких животных: медведи, волки, лесные кошки, лисицы, куницы, шакалы, зубры. Дичи было так много, что земледельцы не знали, как уберечь посевы от диких козлов, серн и кабанов. Конечно, с тех пор многое изменилось. Но и сегодня в предгорье можно встретить кабана, косулю, лису и даже, если очень "повезет", медведя. Почему стало меньше дикого зверя, это понятно, а вот одну особенность "животного" мира Абхазии ученые объяснить затрудняются: дело в том, что в некоторых обследованных селениях очень мало мух, и даже там, где их вроде не может не быть, - около скотных хлевов и свинарников. Вот такая загадка природы!
Если массовое долгожительство абхазов нельзя объяснить только благоприятными климатическими и природными условиями, должны быть и другие причины. Например, одной из таких причин называют традиционные для абхазов поздние браки и, соответственно, позднее рождение детей. Известны многочисленные рассказы о случаях рождения детей от 80 - 90-летних старцев и о 50-60-летних матерях младенцев. Исследования ученых показали, что абхазские мужчины действительно редко вступали в брак до 30 лет. Например, долгожители селения Джгерда решались расстаться с вольной жизнью холостяка только к 35-38 годам. Невесты были, конечно, моложе, но и про них трудно было сказать "выскочила замуж" в 24-29 лет (а это средний возраст женщин, вступающих в брак), согласитесь, человек уже способен зрело оценивать свои поступки.
Должно быть, и семьи такие были крепкие, надежные, а дети - желанные. Кстати, замечено, что детей в семьях долгожителей, а также в семьях их родителей, значительно больше, чем в "обычных" семьях –– 6-7. Причем, что интересно, долгожители-мужчины обычно рождались поздними, но не последними детьми в семье. Например, там, где в семье 9-10 детей, долгожителем становился шестой или седьмой ребенок-мальчик. В семье же с четырьмя-пятью детьми долголетием отличался мальчик, рожденный вторым-третьим (только один из обследованных долгожителей оказался первенцем, кстати, в этой семье было всего двое детей). Что же касается девочек, то долгожительницами становились обычно первые-вторые дети, иногда - третьи и ни разу более поздние дети-девочки.